В Москве прошёл первый конкурс
моды для людей с ограниченными возможностями здоровья
А вот
скажите: зачем они, эти модные вещички, тем нашим согражданам, у которых в
графе «инвалидность» записан вполне конкретный диагноз? То, что таким людям
требуются удобная одежда – понятно. Практичная – согласен. Дешевая – стократ
«да». Но модная?! До последнего ли писка этой ветреной особы, если подчас целый
день уходит на банальный вояж в собес или как там сейчас эти учреждения
называются? И где брать средства для своевременного обновления гардероба? Из
пособия по инвалидности? Не смешите народ и лучше честно признайтесь, что
Первый всероссийский профессиональный конкурс моделей одежды для людей с
инвалидностью «Особая мода» проводится для галочки…
На дефиле в коляске
Примерно так думал я, направляясь во Всероссийский выставочный центр на
конкурсный показ. Покидал же 75-й павильон ВВЦ спустя несколько часов
я с совсем иным настроем.
Нет, конечно, дефиле колясочников, опорников, ампутантов и других по подиуму в
блеске софитов под сопутствующие в полном соответствии с законами жанра
фотовспышки – зрелище весьма своеобразное. Легким развлечением его уж точно
назвать нельзя. Потому-то в зале, наверное, и не наблюдалось ВИПперсон, за
исключением обязанных по должности посещать подобные мероприятия
государственных чиновников.
Зато от людей с теми самыми ограниченными возможностями в глазах рябило. И
достаточно было увидеть, каким радостным блеском горели их глаза, чтобы понять:
пресловутая «галочка», если даже ее и имели в виду устроители, поставлена не
зря.
В чем тут секрет? Прежде всего, конечно, во внешнем восприятии. Оказывается,
такие же, как и я, могут быть по ту сторону светящейся рампы! Они (а значит, и
я) – тоже часть праздника!!! Нет, конечно, без умудренных опытом «вешалок» –
профессиональных моделей – не обошлось. Во-первых, некоторые компоненты
коллекций конструировались авторами, если угодно, для «нормальных» людей (да
для тех же сопровождающих). Во-вторых, на все работы демонстраторов-инвалидов
элементарно не хватило, хотя среди уверенно передвигавшихся по подиуму
волонтеров можно было встретить, к примеру, даже зампреда Московской городской
организации Всероссийского общества инвалидов Надежду Лобанову. И как
призналась нам Надежда Валентиновна – сама колясочница – впервые в подобном
действе в непривычной роли модели ее уговорили участвовать пять лет назад в Тюмени
студентки Московской государственной академии дизайна и технологий, и с тех пор
она шьет одежду для себя исключительно у них.
«Предчувствие» и «Рандеву мисс Дорстед»
А вот обладательница Гран-при – член Союза дизайнеров России тюменка Алена
Дубровина – выступала на конкурсе с целой командой собственных манекенщиц (как
инвалидок, так и вполне здоровых девушек, хотя кто из них в сотворенных
художником-модельером одеяниях казался всех румяней и белее – это еще большой
вопрос). Дубровина, работающая художником-модельером в собственной же фирме,
назвала свою коллекцию «Предчувствие». Это была сдобренная музыкальными темами
Поля Мориа пряная парижская лирика с развевавшимися шарфами, пышными боа,
волнительными горжетками и пикантными парео.
Увы, как поведала «ВМ» победительница, от «Предчувствия» до текстильного
конвейера дорога, судя по всему, не в один и не в два шага: – Если честно, эта
коллекция не предназначена для промышленного производства. Здесь очень много
ручной работы, все вещи индивидуального покроя, а подавляющее большинство
материалов натуральные. Так, скроенная специально под инвалидную коляску
короткая белая курточка полностью сделана из натурального шелка и
100-процентной шерсти.
Остается только догадываться, сколько нулей значилось бы на этой штучке,
окажись она в магазине. Впрочем, оргкомитетом конкурса была предусмотрена
отдельная номинация «Промышленная коллекция». Здесь первенствовали наши
землячки Ирина Мукачева и Анна Смирнова с заковыристой фантазией на
диккенсовскую тему «Рандеву мисс Дорстед».
В полном соответствии с программным названием «Рандеву» оказалось «заточено» в
основном под мисс или миссис. Зато «мистерам» представилась возможность
оттянуться по полной программе на «Персоне», представленной лучшей в номинации
«Комфортная повседневность» Еленой Морозовой тоже из Москвы. Тут
царили стильные цилиндры, крупные «тройки», просторные пиджаки и широкие
галстуки. Наконец, непревзойденной авторской фантазией жюри признало «Донскую
вольницу» Марины Зубовцевой из города Каменск, волей которой на колясках
оказались и молодой боец в стильном камуфляже, и удалой казак в современной
парадной форме…
А про детей забыли?
Так для чего нужны подобные конкурсы и имеют ли они смысл? Вряд ли можно
ответить на этот вопрос лучше президента Академии имиджелогии Елены
Петровой: «Надо осознать, что одежда для инвалида – средство реабилитации.
Реабилитации как тела – потому что она непосредственно влияет на комфортность,
самочувствие, мобильность, так и души: ведь любая одежда – выражение имиджа
носящего ее человека. По одежке встречают в том числе и инвалидов, и того, кто
одет стильно, мы воспринимаем как более успешного индивидуума».
Что же до вечно сопутствующих подобным мероприятиям разговоров о том, когда
лучшие разработки дойдут до прилавка, суждения высказывались самые разные. Так,
председатель жюри – директор департамента соцзащиты Минздрава РФ Ольга Самарина
– настроена в этом смысле оптимистично, прогнозируя, что всего через год
вопросы «почему это только на подиуме, а не в магазине?» сменятся на «почему
это продается только в Москве, а не у нас в провинции?» Победившая Алена
Дубровина высказывается не столь радужно, считая, что в России отсутствуют
серьезные маркетинговые исследования по определению востребованных
анатомических параметров и типов фигур. Да и традиционное восприятие этой
проблематики в стране, по мнению Дубровиной, оставляет желать лучшего: «Это моя
вторая особая коллекция. А первой организаторы фестиваля в одном из крупнейших
российских городов перекрыли дорогу к показу – и не из-за слабого дизайна, а
из-за требовавшегося дефиле на колясках…» В заключение – еще один маленький
штришок со знаком «минус». Из 23 коллекций, представлявших 17 российских
регионов, ни одна не включила в себя детскую одежду. И это несмотря на заранее
прошедшие в Абакане, Перми, Оренбурге и Йошкар-Оле предварительные региональные
конкурсы… Подождем следующего дефиле?
Бренд Orly создал коллекцию Metallic Matte 2010
Collection – металлизированных лаков с матовой фактурой. В коллекцию вошли три
драгоценных оттенка. Образы подружки рокера и девушки дискотек 80-х по-прежнему
актуальны.
Матовое покрытие правит бал. И даже металлические оттенки, которые вроде
априори должны светиться и блистать, в 2010-м будут только матовыми! На этом
настаивает и бренд Orly, который представил ещё одну новую весеннюю коллекцию
Metallic Matte 2010 Collection.
Три оттенка, которым радует нас коллекция:
- Iron Butterfly
- Solid Gold
- Glam Rock
Специалисты Orly советуют поверх цветного лака наносить двойным слоем
специальный финишер – Orly’s Bonder, этот продукт входит в коллекцию и делает
покрытие ещё более прочным и крепким. В продаже металлизированная коллекция
появится в феврале 2010.